Между продавцом и покупателем в 2015г. был заключен договор купли-продажи оборудования, при этом сумма сделки была определена в долларах США по курсу на день оплаты.
Товар был отгружен покупателю в конце мая 2015г., оплачен в конце сентября 2015г.
Проблема заключалась в том, что с июня по сентябрь 2015г. курс доллара постоянно рос и в сентябре 2015г. был значительно выше, чем в мае 2015г.
Поэтому продавец, выставив счет-фактуру в начале июня 2016г., указал там сумму меньшую, чем уплатил покупатель в сентябре 2015г, что привело к образованию существенной для покупателя курсовой разницы.
При этом продавец объяснял свои действия тем, что обязан выставлять счет-фактуру в течении пяти дней со дня отгрузки, ссылаясь при этом на нормы НК РФ, письма Минфин России от 17.02.2012 № 03.07.11/50, от 17.01.2012 № 03-07-11/13, от 06.10.2015 № 03-07-15/57115, в которых говорится следующее:
При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее поступившей частичной оплаты в рублях, налоговая база определяется как полная стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в рублях, включая оплаченную и неоплаченную части. При этом, неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки. Датой отгрузки (передачи) товаров в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю. Учитывая изложенное, при реализации товаров покупателю обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором.
Таким образом покупатель был поставлен в очень неблагоприятную для него ситуацию, а продавец наоборот, находился в очень выгодном положении, так как сложившуюся курсовую разницу можно списать во внереализационные доходы и уменьшить налогооблагаемую базу.
Однако, юристы LexProf обратили внимание судов на условия договора, согласно которым, продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру после 100% оплаты товара, а до момента 100% оплаты товар находится на ответственном хранении у покупателя.
Суды сделали вывод о том, что продавец ошибочно считает передачу товара на ответственное хранение отгрузкой, 100% оплата товара произошла в сентябре по соответствующему курсу, право собственности возникло у покупателя после 100% оплаты, что означает, что продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру по соответствующему курсу в сентябре 2015г.
Апелляционная инстанция подтвердила выводы суда первой инстанции.